Разделы

Детская архитектурная школа (ДАШКА)

Директор:

Забрускова Марина Юрьевна

Забрускова Марина Юрьевна

доцент , кандидат архитектуры , доцент

Телефон:   +7 (906) 321-57-54
E-mail:  zmarina9@mail.ru
  • работа по довузовскому архитектурному просвещению и образованию

Детская архитектурно-дизайнерская школа "ДАШКА" является подразделением Института архитектуры и дизайна; занимается профессионально направленным дополнительным образованием, ведет работу по довузовскому архитектурному просвещению и образованию. Главными задачами школы являются: развитие творческих способностей и способности к самовыражению; развитие образного, пространственного мышления у детей; развитие умения воплощать свой замысел в графических и объемных композициях; профессиональная ориентация и знакомство с  профессиями архитектора, дизайнера, связанными с эстетической организацией окружающей искусственной среды; начальная подготовка к дальнейшему профессиональному обучению.
Детская архитектурная школа зародилась на архитектурном факультете в 1987 году, первоначально как небольшая студия детского творчества, созданная преподавателем архитектурного факультета Лином М.Т. Студия была преобразована с 1990 году в школу "ДАШКА" при архитектурном факультете.
В разные годы школой руководили: доцент, кандидат архитектуры Лин М.Т. (1987-1993); архитектор Котельников К.В. (с декабря 1993 по 1995 гг.); архитектор Артамонова Ю.И. (1995-1996); архитектор Устинов А.В. (1996-1998); доцент, кандидат архитектуры Забрускова М.Ю. (с 1998 г. по настоящее время).

C 1998 года в названии школы появилось слово "дизайнерская", что было продиктовано созданием факультета дизайна в КГАСА и проявлением большого интереса к профессии дизайнера.

В этом же году состоялся знаменательный для "ДАШКИ" выпуск архитектурного факультета, в  котором были представлены первые лучшие выпускники школы. В их числе были и те, которые сами уже преподавали в ней, например Бурова (Марулина) Т.Ю. Более трех сотен ребят, прошедших через школу за годы ее работы, уже стали специалистами или обучаются в настоящее время в Институте архитектуры и дизайна. В 1999-2000 учебном году выпущены 12 человек; 2000-2001 - 25; 2001-2002 - 50; 2002-2003 - 50; 2003-2004 -49 человек. В качестве выпускников рассматриваются только ребята 15-16 лет, выполнившие дипломные работы, прошедшие серьезную защиту перед комиссией.

В 1999-2000 учебном году в школе обучались около 120 человек; в 2004-2005 - около 230 человек, работает 19 групп. Для сравнения: на двух факультетах Института архитектуры и дизайна КГАСУ обучаются около 550 студентов.

Процесс обучения в школе строится следующим образом. Предусмотрены группы для детей в возрасте от 5 до 16 лет, принимаются практически все желающие (при наличии мест) и всем предоставляется возможность начать заниматься в любом возрасте. По программе школы ведутся занятия с профильным архитектурно-дизайнерским 10 классом лицея N 5. Имеется воскресная студия для взрослых.

"СТУДИЯ"

(5-10 лет, количество лет обучения - по желанию).
     Цель: комплексное эстетическое развитие; развитие синэстетического восприятия, включая музыкальное, образного мышления, воображения, фантазии; простейших умений графического изображения и объемного моделирования; развитие способности к самовыражению.

"ШКОЛА"

(11-13 лет, 3 года обучения), КОЛЛЕДЖ и архитектурно-дизайнерский класс лицея N 5 (14-16 лет, 12 года обучения).
     Цель: формирование умений в области графики, техники акварели и  гуаши, развитие образного и объемно-пространственного композиционного мышления, знакомство с историей архитектуры, искусства, музыки; знакомство с профессиями архитектора и дизайнера. Предметы: композиция, графика, живопись, моделирование, история искусства, архитектуры и дизайна, черчение, музыкальная эстетика, эвристика. Проводится летняя практика с целью занятий живописью и рисунком на пленэре, знакомства с памятниками архитектуры города.

СТУДИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.

Практические занятия рисунком, живописью (гуашь, акварель), художественной композицией; даются основы композиционной грамоты.
Важнейшими направлениями деятельности являются:

  • Республиканская творческая олимпиада старшеклассников "Юный зодчий", проводимая школой при поддержке КГАСУ, Союза архитекторов РТ, Союза дизайнеров РТ;
  • детские театрализованные праздники;
  • популяризация детского творчества (организация выставок и акций, публикаций в журналах, издание открыток и календарей);
  • участие в республиканских и Всероссийских конкурсах, выставках, фестивалях творческих союзов (Союз архитекторов и Союз дизайнеров России и Татарстана, включая фестиваль СА РТ международного уровня "Зодчество"), на Всероссийском фестивале "Миры дизайна", всероссийской олимпиаде-конкурсе детского архитектурно-художественного творчества им. В.Е.Татлина, всероссийском конкурсе детских проектов  "Третьяковка -музей будущего";
  • учебно-методический центр довузовского образования (практические занятия, лекции, семинары, конференции для учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ и системы дополнительного образования в сотрудничестве с Институтом повышения квалификации работников образования РТ).
К результатам деятельности ДАШКИ следует отнести творческую группу специалистов-преподавателей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, имеющих свою направленность профессиональных интересов, которая преломляется в их авторских методиках.

В разное время в школе, начиная со студенческих лет, преподавали: Абушаева С.Л., Васильева Т.А., Давлетбаев А., Данилова Е.Е., Жирков Е.Е., Загидуллина Д.Н., Зверко Т.С., Зияфутдинова Н.А., Ишмяков А.П., Каримова Э.Ш., Киносьян Н.В., Котельников К.В., Литке М.Н., Перельштейн Б.Е., Перельштейн Р.М., Петрова И.А., Раузеев И.З., Семенова М.В., Сорока О.Н., Устинов А.В. и другие.

В настоящее время ядро коллектива составляют преподаватели кафедр Института архитектуры и дизайна: старший преподаватель, завуч школы "ДАШКА" Абрамова Н.Н., ассистенты Смирнова Т.В., Терегулов Э.А., Артамонова Ю.И., Рябов Н.Ф., Разувалова Е.В., Бурова Т.Ю., Мустафина А.А., Мухаметзянов Т.Ф., Ахтямов И.И., а также студенты старших курсов факультета: Кавеев К.М., Митяшин И.В. и многие другие.

Особую живую "струю" в жизнь школы вносят представители других профессиональных сфер: преподавателимузыканты - Галиакберова Д.Р. и Строганова О.О., занимающиеся музыкальным развитием детей и ведущие подготовку школьных праздников; преподаватель эвристики, математик Шер С.Ю., известная казанская художница Данилова М.М.

Методика школы базируется на оригинальных авторских разработках преподавателей, вбирающих накопленный школой собственный опыт и опыт коллег из подобных школ и студий страны. Первоначально учебный процесс школы методически прорабатывался в нескольких дипломных работах студентов-архитекторов. Так, под руководством кандидата архитектуры Лина М.Т. выполнены работы: Перельштейн Р. "Общая концепция детской архитектурной школы" (1990); Каримова Э. "Программа художественно-эстетического воспитания в ДАШ для детей 7-9 лет" (1994); под руководством кандидата архитектуры Кузнецова С.В.: Авилова С. "Исторический аспект в детей 11-16 лет" (1995); Абрамова Н. "Семантика в преподавании архитектурной композиции для ДАШ" (1995).

Помимо профессиональных методик, с 1998 г. школа ориентируется на общеметодические принципы развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова. Это отражено в Проект-программе довузовского архитектурно-дизайнерского образования "Юный зодчий" (руководитель коллектива авторов - Забрускова М.Ю.), получившей диплом I степени на II Республиканском конкурсе образовательных программ 1998 года, проводимом Институтом повышения квалификации работников образования РТ.

Авторские методики Смирновой Т.В. по архитектурной композиции и Рябова Н.Ф. по интегрированному курсу истории искусства и композиции отмечены дипломами I степени на III Республиканском конкурсе (2001 г.).

Преподаватели Абрамова Н.Н. и Смирнова Т.В. получили второе высшее педагогическое образование, выполнив работы по методике преподавания соответственно черчения и архитектурной композиции в детской архитектурной школе (2003, 2004 гг.)

Своеобразным и перспективным направлением в методике "ДАШКИ" является направленность на синэстетическое развитие детей: знакомство с музыкальной культурой и использование музыки в процессе изобразительно-художественного обучения, целостное развитие визуальной и аудиосфер восприятия. Этот подход развивает преподаватель-музыкант Галиакберова Д.Р., защитившая диплом на тему "Развитие пространственных представлений детей средствами музыки в детской архитектурной школе" (2004 г.).

Большое значение придается научно-методическому обоснованию и обсуждению в форме семинаров работы преподавателей школы. С 1997 г. на базе школы проводится секция научно-технической конференции вуза, посвященная научно-методическим проблемам довузовского архитектурно-художественного образования.

Школа принимала активное участие во всероссийских семинарах педагогов, посвященных детскому архитектурно художественному творчеству, проходивших в Москве, Екатеринбурге, Пензе, Тобольске. "ДАШКА" входит в Коллективную ассоциацию детского творчества "КАДЕТ" при Союзе архитекторов России.

Профессия архитектора невероятно сложна. Занятие проектной деятельностью требует сочетания в человеке творческих качеств художника, логики ученого, практических знаний инженера, организаторских и коммуникативных навыков. Но и это еще не все! Не случайно знаменитый архитектор ХХ века Ле Корбюзье писал, что архитектура это не профессия, а образ мышления, а значит, можно добавить, и образ жизни.

Раньше говорили, что настоящим архитектором становятся лишь к сорока годам. А если сдвинуть начальную точку процесса профессионального становления личности? В нашей стране распространены детские музыкальные, художественные школы дополнительного образования. Что касается архитектурных школ, то они продолжают оставаться единичными. Другой, более значимый аспект деятельности "ДАШКИ", состоит в общекультурном развитии, обогащении наших детей через приобщение их к архитектуре и искусству, творческой  деятельности, обучение их способам самовыражения и  эстетического познания мира.

23 февраля отдыхаем! 24-26 февраля занимаемся по расписанию!

Документы

Контактная информация:

  •   420043 Казань, ул.Ершова 31, Б
  •   (843) 272-97-42; (843) 272-97-42


© КГАСУ 1999-2016. Все права защищены