Завершила работу Международная летняя школа "Транспортно-пересадочный узел "Компрессорный"
Разделы

Завершила работу Международная летняя школа "Транспортно-пересадочный узел "Компрессорный"

Завершила работу Международная летняя школа "Транспортно-пересадочный узел "Компрессорный"

На этой неделе в Казани прошла Международная летняя школа "Транспортно-пересадочный узел "Компрессорный". Событие хорошо освещено в прессе, особенно в "Реальном времени".

Сначала несколько слов о самой Школе и ее работе. Школа является частью Проекта программы развития ООН, целью которой является уменьшение выбросов в атмосферу парниковых газов. Организаторами данного мероприятия выступили Глобальный экологический фонд Минтранса РФ совместно с Комитетом по транспорту г. Казани, Управлением по архитектуре и строительству г. Казани, ОО КЦ "Достижения молодых", Фонда имени Фридриха Эберга, Казанским государственным архитектурно-строительным университетом, ООО "Лаборатории градопланирования" (С-Пб) при поддержке Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ и Мэрии Казани.

Целями и задачами школы обозначены: распространение опыта подготовки и реализации проектов устойчивого развития городского транспорта, комплексные подходы к проектированию, обновление теоретической базы и повышение квалификации специалистов, объединение представителей разных категорий и возрастов транспортной и градостроительной области, взаимодействие власти, научного и бизнес-сообществ и др.

В рамках Школы состоялись выступления, давшие теоретическую базу для проектантов, таких замечательных спикеров, как М.Я. Блинкина (Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессор, г. Москва), Владимира Деполо (Независимый консультант в области транспортного планирования, транспортной экономики, реструктуризации транспортных систем, управления проектами, г. Белград, Сербия), Диего Депонте (Партнер, технический директор компании транспортного планирования Systematica S.r.l., г. Милан, Италия). Прекрасные и информационные выступления в начале и завершении работы школы дали А.К. Абдулхаков (Председатель Комитета по транспорту и связи Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, куратор Летней школы) А.А. Дембич (Заведующий кафедрой «Градостроительство и планировка сельских населенных мест» Казанского государственного архитектурно-строительного университета, профессор, заслуженный архитектор Республики Татарстан, куратор Летней школы), Т.Э. Кадыров (Заместитель главного архитектора Управления Архитектуры и Градостроительства города Казани, Руководитель Бюро транспортного планирования города Казани, куратор Летней школы), Н. Г. Васильев (Советник министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан), С.П. Саначин (Главный архитектор проекта Генерального плана города Казани 2007, заслуженный архитектор Республики Татарстан) и многие другие.

Особо хотелось бы отметить выступление председателя Экспертного совета Школы А.Н.Колонтая (заместитель директора, руководитель Генпроектного объединения ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы»), который дал настоящий мастер-класс по проведению дискуссии между профессионалами, а также ответственный подход к работе Школы почетного члена Экспертного совета Р.К. Нигматуллина (первый заместитель главы муниципального образования города Казани).

Участниками проектных групп стали специалисты различных уровней (от вчерашних выпускников до опытных практиков) из различных городов и стран: Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Усть-Катани, Фрайбурга (Германия), Алматы (Казахстан). Ими руководили такие опытные кураторы, как А.Ю. Михайлов (профессор кафедры «Менеджмент и логистика на транспорте» Иркутского национального исследовательско-технического университета), Е.А. Котов (научный сотрудник Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва), Ю.А. Закирова (доцент кафедры «Градостроительство и планировка сельских населенных мест» Казанского государственного архитектурно-строительного университета). Слушателями школы стали специалисты из различных строительных и проектных организаций Казани.

За три дня участники проектных групп разработали предложения, суть которых хорошо описана в репортаже "Реального времени".

Но при обсуждении проекта создалось впечатление, что ни одна группа не справилась с поставленной задачей. Мне думается, что всем, и экспертам, и сторонним наблюдателям, хотелось чуда - готового решения всех проблемных вопросов данного места. Однако открывшаяся дискуссия экспертов выявила суть вопроса - и она не в слабости проектов - в каждом из них есть инновационное зерно, каждый выполнен на высоком профессиональном уровне, она не в неподготовленности технического задания, в рамках которого работали группы. Суть оказалась намного глубже - это неопределенность статуса данного места в ближайшем развитии транспортной структуры города. Правильно ли намечена вторая линия метро или, как выступали некоторые эксперты, метро для Казани вообще неэффективно и не нужно? Насколько Казань должна быть полицентричной и где будут располагаться ее подцентры? Насколько повлияют на место уже активно изменяющиеся функции прилегающих территорий (медицинский кластер, рекреационный, производственный и другие)? Эти и другие вопросы находятся еще в процессе определения и их решение - дело не одного дня и не одного спора...

Дискуссия показала, что кроме технических проблем (трассировка транспортных коммуникаций и обслуживающих сооружений), логистических (расчет пассажиропотока, виды общественного транспорта, автомобильная нагрузка и места хранения и остановок транспортных средств), социальных и эстетических проблем застройки, проектное место имеет проблему более глобального характера, связанного с перспективным развитием генплана Казани. Именно эта проблема и стала причиной неудовлетворенности содержательной части форэскизов. Но, на мой взгляд, именно эта проблема, а вернее, ее "вскрытие" и обсуждение специалистами высокого профессионального уровня и стала главным результатом Школы. Школа, действительно, стала ШКОЛОЙ для самих проектантов, для экспертов и руководства города, когда на основе инноваций и проектного эксперимента были получены новые представления и видение развития транспортной структуры города, расставлены некоторые точки над "i". Поэтому я считаю данное мероприятие успешным и важным для всех его участников.

Да, мне понравились все компоненты Школы: лекции (я уже знаю, что буду использовать из них в своих лекционных курсах), защита проектов (на высоком уровне были и докладчики, и жюри), а также новые знакомства и общение с коллегами.

Фото - "Реальное время" http://m.realnoevremya.ru/galleries/1193

См. также: Победить пробки на Компрессорном: трамвай до Дербышек, перехватывающая парковка и заработок на аренде.


Информацию предоставила
И.А. Фахрутдинова, доцент кафедры
теории и практики архитектуры КГАСУ,
независимый эксперт




6+
© КГАСУ 1999-2024. Все права защищены